Урок 7 Мери Сью

Урок 7 Мери Сью

Для начала давайте определимся, что есть это ругательное для автора слово. Мне очень нравится описание с лурка – по-моему, оно самое понятное:

«Мэри Сью — придуманный автором фанфика персонаж, который сильнее самого сильного из оригинальных персонажей, обаятельней самого обаятельного, одарённее гения исходной стори и так далее по списку, особо важно, что всё это одновременно и без всякого внятного обоснования. Изначальная основа для творчества (канон) уже на первых страницах писанины уходит на второй план, и всё пространство заполоняет собой прекрасная Мерисья.»

Теперь уточним, что данным качеством страдают, конечно, не только фанфики, а просто любая любительская литература. А ещё, что, на самом деле, нет ничего страшного в персонаже, заведомо сильном и способном, просто не нужно крайностей. Если сильный персонаж имеет слабости/недостатки/опыт поражения, это не Мери Сью.

Замечательный тест на мерисьюшность героя: если, читая книгу, вы ни разу не волновались за ГГ, у вас не было сомнений, что он/она победит, прогнёт свою линию, что его не подставят, не убьют, не отберут завоёванное, каким-то другим способом не свергнут с занятого трона. Герой не проигрывал, не ошибался, не оставался в дураках, не поступал подло. А при этом сюжет рябил приключениями, он одержал много побед, перекроил/завоевал/спас мир  – то перед вами Мери Сью.

 

Чем плох персонаж — Мери Сью?

Откинем все размышления психологов-самоучек по поводу «начерта автор это писал?» (автор развлекался) и «начерта это читают?» (не поверите – тоже развлекаются). Суть не в этом! Суть в том, что такой герой убивает половину изюма в сюжете. Ведь, как правило, такие сюжеты полны побед, но именно победами их ощущает только автор. Автор волнуется за героя, автор находится на месте героя, и ему страшно. Только вот читатель этих волнений не видит.

Скажите, вы бы боялись упасть, если бы никогда в жизни не падали? Если бы знали, что падение не возможно? Вчитываясь в такой сюжет, мы быстро понимаем на каком-то интуитивном уровне, что герой прибит к пьедесталу  пятнадцати дюймовым гвоздём и, значит, ему ничего не грозит. Он не может упасть! Волноваться за него не имеет смысла. Конкурентов в данном мире у него нет, опасностей нет, и, вообще, его главный враг – скука. Супергерой, причём без антигероя.

 

Что делать, если вы опознали в собственном шедевре такого героя?

Ну, во-первых, осознать, что ничего фатального в этом нет. Существует ряд вполне приличных фиков и ориджей, которые замешаны на таких героев и вполне читабельны. Некоторым читателям очень нужен именно такой тип отдыха, так что, если вы сами всем довольны, продолжайте радоваться жизни.

 

Если же вы хотите убрать/уменьшить  у своего героя мерисьюшность:

  1. Создайте своему герою сильного врага. Аналогично сильного. То есть, если он у вас великий белый маг, то ваш враг великий маг чёрный. (Этот способ используют в комиксах, там жанр сам предполагает супергероя, и для его уравновешивания создаются супер антигерои.)
  2. Ограничьте области компетенции своего героя. Просто перепишите на бумаге, в чём он у вас профи, и вычеркните половину. Пусть в этих областях у него будут просто надёжные союзники.
  3. Добавьте своему герою области некомпетенции. Упомяните в сюжете, что он не умеет вообще ездить на велосипеде или танцевать, или петь. Что-то, может, не столь важное в этом мире, но употребимо, и ваш герой в данной области полный ламер.
  4. Добавьте слабости/подлости. Его собственное понимание, что в некоторых делах он поступает не правильно. Что тут он действует глупо/гадко/грубо/не честно/не вежливо – но «пошли все лесом — очень хочется».
  5. Заставьте героя за каждую победу драться по-настоящему. Красавец эльф с первого взгляда не влюбился. Корону по наследству не дали. Магия сказала пшик, а не способности. Короче, пока всем морды не начистишь, никто не признает тебя царём горы. Эльф прибежал, только когда ты ему переговоры с соседним государством обломала. Корону пришлось выдирать из всяких лап загребущих и по мордасам бить. Магия молчала, пока ты не стибрила офигенный артефакт. И ведь на этом проблемы не кончились (потому что, когда они закончатся, или книге финал, или герой опять выйдет в разряд неуравновешенного бэтмена).
  6. Позвольте герою ошибиться (пусть по-мелочи), он надеялся, что план прокатит, даже не предполагал, что что-то может пойти не так, но не прокатило. И вот он стоит и трёт ножкой, извиняясь и чувствуя себя не комильфо. Или хуже: грязный, избитый, в застенках объясняет себе самому, что быть настолько самоуверенным опасно для жизни. Пусть читатель увидит чёрное, чтоб потом разглядеть белое.
  7. ( ну, и если ваш жанр и сюжет позволяет) Сделайте герою по-настоящему больно/стыдно, погрузите его в отчаянье/депрессию, пусть он на какое-то время потеряет из поля зрения выход, напьётся, сделает глупость, пусть ему помогут. Пусть кто-то окажется сильнее, умнее и правильней, пусть мир прогнёт его под свои правила (особенно актуально для попаданцев в другие миры/планеты/нравы).

 

И в резюме:  Мери Сью (критично неуравновешенный герой) не всегда плохо. Я нежно люблю несколько книг, написанных вокруг таких героев. В моменты, когда нужен отдых, когда хочется просто побед без борьбы, они словно целебный бальзам. Но книги, которыми я восхищаюсь, в которые заныриваешь целиком, переживаешь, живёшь – всегда имеют уравновешенных героев, часто сильных, способных, талантливых, но уравновешенных.

Домашнее задание учащимся:

Развлекаемся:

Придумайте слабости/антигероя/ошибки для уравновешивания следующих персонажей. Важно, что сюжет страдать не должен:

— Величайшая чародейка, п-ц какой маг, лет 500 от роду. По сюжету должна поработить мир и навести свои порядки. (Жанр фэнтези)

— Доминант. Весь такой опытный и правильный. Тематическое лавстори.

— Попаданка в параллельный мир. Где ей сразу выдали корону, красавца принца и армию, чтоб  победить в войне. По сюжету всех должна победить, отлюбить и наставить на путь процветания. (Фэнтези)

One thought on “Урок 7 Мери Сью

Добавить комментарий