Урок 4. Как создать живой образ героя?

Урок 4. Как создать живой образ героя?

Как-то давно я смотрела один фильм. Не помню сюжет, название и всё остальное, но одна промелькнувшая в нём идея меня тогда поразила. Богатый студент заказал написать эссе на книгу – самому автору. Результат получился плачевный. Преподаватель гневно громыхал, что писавший данное эссе человек вообще никогда не читал данного автора…
В чём-то он был прав. Мир в голове автора это не написанная книга, это её замысел. Автор видит своих героев в красках, в характерах. Он уверен в их поступках, жестах, взглядах. Даже перечитывая свои книги, он видит, скорее, то, что хотел вложить в эти строчки, чем то, что ему реально удалось вложить.
Чаще всего недостаток профессионализма выливается в то, что отражённое на бумаге жалкая искажённая копия. Что читатель извлекает из этого текста совсем не то, что туда вкладывал автор.

Сегодня мы будем учиться избегать такого в плане передачи образа героя.

Что есть мой герой? Что в нём важно? Как его описывать?

Здесь вам стоит исходить из жанра вашей книги. Для агнста важны мысли героя – цвет его волос не важен. Для любовного романа внешность героя (мужчины) имеет большое значение (мы на него фапать будем), а вот его мысли можно все не выдавать. То есть в чертах героя должен быть смысл. Какой смысл в цвете его волос и глаз? Никакого, если мы не искупали густо эту информацию в собственном отношении к данному предмету и его характере:

  • Парень был угольно черноволосым, такой воронёнок с наглым чёрным вороватым взглядом, цепким и скользким.
  • Он был смуглокожим брюнетом, такой сладкий экзотический фрукт, поспевший под щедрым южным солнцем и стрелявший в мою сторону улыбающимся взглядом чёрных же глаз.
  • Парень был траурно-чёрным. Длинные чёрные волосы, небрежно забранные в хвост, пыльные и безжизненные. И чёрные же глаза с отсутствием всякой надежды во взгляде, устало устремлённые в грязное полотно тротуара.

Постарайтесь не пользоваться определениями и эпитетами в описании. «Молодой финансист», «Настоящая госпожа», «Неопытная девушка», «Красивый парень». Их можно вставить в мысли или речь другого персонажа, чтоб читатель воспринял их как одно из мнений, а не описание. Но в описании пишите субмодальности: вижу, слышу, чувствую. Пишите действия героя, его прошлое, характеризующее его ум/решительность/терпение или их противоположность.

Чем страшны эпитеты и определения?

Мы все по-разному воспринимаем их:
Автор, представляя замученную тетку лет 40: «Это была самая обычная учительница самой обычной школы»
А читатель представил девочку 22 лет с широко распахнутыми наивными глазами.
Автор, представляя рычащего мужика, брызжущего слюной и машущего кулаками: «Он был зол. Настолько злым его не видели давно».
Читатель представил стиснувшего зубы с замершей злобной маской на лице человека.
Автор, представляя худенького гибкого парнишку с чертятами в глазах: «Он был по-настоящему сексуален. Его облик притягивал взгляд и рождал желание»
Читатель представил крепкого такого парня, у которого при движении видно каждый мускул.

Рисуйте образ. Ваша картинка должна быть визуализирована, хотя бы один раз.

Как описать характер?

Нельзя описать героя «он был смел, решителен, умён, красноречив, находчив». Во-первых, читатели могут понимать эти качества по-другому, во-вторых, степень смелости и решительности не понятна. Нужно показать эти качества, например, описывая прошлое героя или настоящие решения и поступки. Создавай в развитии сюжета ситуации, где герой показывает себя.

Как описать внешность?

Вы любите банальность? Если не любите, не пишите «Из зеркала на меня смотрел красивый светловолосый парень с небесно голубым взглядом из- под пушистых ресниц…»!
Даже чёрт с ним, с приёмом через зеркало! Залезьте в шкуру героя, разве он так мыслит? Парень называет себя «красивым», а свои ресницы «пушистыми»?! Возможно, но тогда это сразу кое-что говорит о его характере. Он нарцистичен и жеманен. Вы такого парня пишете?

Но этой же фразой вашего героя может описать человек со стороны (другой герой). И тогда (если это дословно фраза «красивый светловолосый парень с небесно голубым взглядом из под пушистых ресниц» ) говорящий это персонаж готов разложить описанного парня и трахнуть. Ну, не иначе! Вы это хотели показать?

Сами о своей внешности мы обычно отзываемся или пренебрежительно, или преувеличивая. И то, и другое вряд ли поможет читателю представить героя адекватно. Поэтому пишите внешность героя глазами того, чьи эмоции совпадают с тем, что вы хотите передать читателю. Описывайте с разных позиций, описывайте отношение к герою, картинку читатель нарисует сам.

Домашнее задание учащимся:

Опишите своего героя именно в том контексте характера и внешности, который нужен в вашей книге. Для тех, кто играет в наши задания просто на интерес, вот вам герои на описания.
1. Очень красивый мальчик-однокурсник глазами парня, который не признаёт себя геем.
2. Сексуальная женщина глазами героя, которого она в это время мучает и ему это совсем не нравится.
3. Красивый мужчина глазами девушки, которой его навязали волей старшей госпожи.

Добавить комментарий