Урок 3. Как погрузить читателя в свой мир?

Урок 3. Как погрузить читателя в свой мир?

Вам нравятся книги, которые затягивают? Когда начинаешь читать и кажется, с головой погружаешься в происходящее: чувствуешь то, что чувствует герой, пугаешься вместе с ним, возбуждаешься, испытываешь гнев, азарт? Хотите писать так?

 

Сегодня мы будем учиться погружать читателя. Начнём с простого.
«Ушастый вышел на улицу. Такси не было. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Тетка в ларьке тоже не обрадовала, сказала: «Пива нет».»
Ощущаете ли вы героя, читая эти строки? Погружаетесь в происходящее? Или скользите по поверхности, оставаясь попой на своём читательском стуле?
Если вы смогли погрузиться в этот текст, то у вас чертовски богатое воображение. Все остальные просто читали его как сводку с полей. Это состояние читателя к ситуации называется «диссоциированное», отдельное. Ситуация отдельно – читатель отдельно. Читатель на своём стуле, одним ухом слушает происходящее вокруг и просто фиксирует, что какому- то там ушастому не продали пива.
Такое состояние хорошо, когда нужно заставить читателя проанализировать происходящее, посмотреть на него со стороны. Ну, или этот персонаж нам вообще не важен и его чувства не важны, и что с ним тут происходит, является лишь причиной для следующих важных событий.

Противоположное состояние читателя – погружённое, называется «ассоциированное». Читатель внутри происходящего. Вместо девочки, склонившейся над мышиным домиком, он вдруг стал мышкой в этом самом домике. Вместо безопасного подглядывания, грязная койка и полный экшен ))

Что меняется в таком состоянии? В чём отличие восприятия ситуации девочки и мышки? Ощущения. Влезая в шкуру мышки, мы включаем все пять чувств. Вижу – Слышу – Осязаю – Нюхаю – Ощущаю вкус. (Умное название — субмодальности, или абревиатура ВАК – визуально, аудиально, кинестетически) О, ещё важное чувство — «Попой чую».
Картинка становится вокруг нас, она приобретает детали, она более нам не безразлична. Невозможно оставаться к чему-то безразличным, когда это происходит с тобой и прямо сейчас.

Как передать это в тексте? Прилагательными, причастиями, эмоционально окрашенными глаголами, упоминанием деталей.
Попробуем применить всё это на ушастого:
+ визуальное (цвет, размер, форма, мелкие детали, которые можно разглядеть)
«Ушастый вышел на грязную улицу. Такси на стоянке не наблюдалось. Пришлось идти пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась: «Пива нет».»
+ аудиальное (звук, громкость, тональность, ритмичность, то, что можно услышать)
«Ушастый вышел на грязную, молчаливую улицу. На стоянке переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать по чавкающей грязи пешком почти два километра. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
+ кинестетика (Осязание, ощущения тела и движения: гладкий, шершавый, мягкий, тёплый, влажный, душный. Все чувства нашего тела: боль, голод, холод. Напряжение, движение.)
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
Видео-аудио-кинестетика, вообще, основные наши системы восприятия, но если ещё посолить… в смысле, добавить запах и вкус, если описание позволяет, то картинка станет ещё реальней.
+ запах и вкус.
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, но свободного такси не наблюдалось. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке презрительно поморщилась, гаркнув: «Пива нет».»
Вам удаётся читать это диссациированно? Или непроизвольно поджимаете ваши пальцы не в мокрых кедах и пытаетесь зарыться в плед, чтоб укрыться от холодного дождика?
На самом деле это не всё. Следующий приём — это приблизить картинку. Сунуть её под нос. Что это означает для читателя? Увидеть мелкие детали. Когда мы близко, мы видим мелкие детали.
+ мелкие детали, которые можно увидеть или почувствовать только находясь очень близко.
«Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет».»
Теперь наша картинка стерео. 5D! Наш читатель уже не на стуле, он на нашей улице. Как сделать ассоциацию глубже? Засунуть его в голову героя. Добавить сюда ещё и поток мыслей героя, «внутренний диалог».
Будьте внимательны, внутренний диалог без 5D ассоциации не будет внутренним. Он будет как чей- то подслушанный бубнёж себе под нос. Не в своей голове, а где -то отдельно от неё. В нашей самой первой версии текста были фразы «Чёрт! Вот не везёт!» они задумывались как мысли героя. Но воспринимались как бубнёж под нос. Тем более что фразы эти очень шаблонные, общие.
+ внутренний диалог.
Ушастый вывалился на грязную, молчаливую улицу. Прочь отсюда! Чтоб я ещё хоть раз… Да пошёл он! На стоянке, под паскудно моросящим холодным дождиком переругивались два водилы, один из них рыча тыкал второго в грудь грязным пальцем с обкусанными ногтями, что-то доказывая. Свободного такси не светило. Ну и ладно! Пришлось топать пешком по чавкающей грязи, чувствуя, как постепенно намокают кеды. Утренняя свежесть, перемешанная с выхлопами автострады, била в лицо. На губах однозначно ощущался тот самый вкус – кровь. Чёрт! Вот не везёт! И тут же одёрнул сам себя — слабак! Лохматая рыжая тётка в ларьке, презрительно дыхнув перегаром, гаркнула: «Пива нет». Он проводил её взглядом, вытер с лица мелкие дождевые капли…

На самом деле, я знаю несколько классных авторов, которые делают всё это, вообще ничего не зная о субмодальностях. Они умеют другое – залезть в шкуру героя. В шкуру мышки. Ощутить себя на месте своего персонажа, в его обстоятельствах, им. А в таком состоянии у вас всё вылезет на бумагу само, а плюс к нему ещё куча мелочей, которых демиургу сверху не видно))

Домашнее задание учащимся:

Выберите ниже кусок текста и протащите его по всем пунктам. Результат, пожалуйста, в комменты.
1. «Раб стоял на коленях. Вошла госпожа. Она была зла».
2. «Девушка села за столик. Рядом подсел мужчина. Она гневно посмотрела на него. Что это он себе позволяет?»
3. «В порту его никто не встречал. Денег на такси хватило еле-еле. Зато свободен».
Для тех, кто не прочь при выполнении задания повеселиться – придайте своему кусочку неожиданный оттенок )))))) Пусть после вашей обработки в нём появится то, что могло подразумеваться и в начальном куске, но первым в голову точно не приходило ))

Добавить комментарий